Малыши готовы изучать цвета уже к году. Но если ребенок выучит их только в 3 года, это тоже норма, потому что все мы разные. Однако если цвета даются малышам действительно просто, то почему бы не рассказать о них тогда, когда ребенок заинтересуются ими.
Ребенок начинает видеть мир в цвете с 2-х месяцев, но цвета приходят постепенно. Неслучайно в детской погремушке преобладают красные, желтые и оранжевые бусины – это первые цвета, которые начинает видеть ребенок.
Изучение цветов происходит поэтапно.
Основные цвета: красный, желтый, синий и др.
Оттенки – близкие смешанные цвета. Например, коричневый – это смешанные между собой красный и черный цвет.
Тона – один цвет, но либо темнее, либо светлее. Например, тона у красного цвета: розовый, темно-красный и т.д.
Основные цвета начинаем изучать с перечисленных трех, постепенно добавляя и другие цвета радуги, потому как они уже появляются из смешения трех основных. Например, зеленый – это желтый и синий.
Чтобы ребенок не путался в оттенках, закрепите близкие цвета. Например, часто путают красный и оранжевый, зеленый и синий, синий и голубой, красный и коричневый и т.д. Отрабатываем в упражнениях на различение двух оттенков. Основные цвета, оттенки и тона – все изучается одинаково. Различие только в том, что одни изучаются и закрепляются раньше, чем другие. И чем ребенок становится старше, тем появляется больше возможностей для закрепления. Например, в 1 год доступно только перебирание игрушек, а в 5 – раскраски, которые помогут узнать новые оттенки и тона. Порядок изучения. Для начала называйте цвета игрушек и окружающих предметов, которыми играете с ребенком. Например: «Давай эта красная кукла будет жить в замке. Кукле в красном платье пора спать». Затем предлагайте ребенку находить одинаковые по цвету и форме предметы. Например, положите перед ребенком красный кубик и желтый мяч. Дайте в руки малышу такой же красный кубик и попросите найти к нему пару. Ребенок должен прикладывать предметы друг к другу, чтобы сравнить. После того, как задание будет хорошо усвоено малышом, можно использовать разные по форме, но одинаковые по цвету предметы. Это нужно для того, чтобы малыш не думал, будто желтый или красный – это название предмета. На следующем этапе сделайте цветные карточки, чтобы ребенок сравнил этот цвет с тем, что вы просите найти. Например: «Собери в коробку такого же цвета красные игрушки, как на этой карточке».
На последнем этапе просите ребенка найти предмет, только называя цвет словами, но, не показывая его. В изучении цветов помогут также детский конструктор, мозаика, бытовые мелочи и даже одежда ребенка.